Очень сложно требовать от человека, что бы он управлял к примеру машиной, устройство которой он на самом деле не понимает, да ещё если у него есть страх перед техникой. Сейчас в нашем обществе царит приблизительно именно такое настроение по отношению к Государству.
Уже более 15-ти лет в нашей стране проходят реформы и управление государством становится всё более демократичным. В теории, всё население страны и есть тот монолитный фундамент, на котором должна строится вся вертикаль управления обществом, но вот только как общество может что-то построить, если оно понятие не имеет как это сделать, и даже не знает с чего начать? Фактически оказалось то, что власти сверху, делегировали вниз некоторые полномочия, с которыми никто не знает, что и делать. Так как система оказалась вновь построена сверху, то обратной связи «низ-верх» так и не получилось, власть в стране так и осталась закрытой и отдельной от народа структурой. Нет, я не говорю, что власти не пытаются это исправить, но прежде всего нужно понять, как объяснить простым гражданам, что такое государственная власть и как происходят управленческие процессы в стране, и конечно объяснить как именно граждане могут влиять на эти процессы.
Не зря говорят «будь проще и люди к тебе потянутся». Люди за последнее время стали боятся Государства. По мимо того, что они понятия не имеют о том, как там всё работает, так они ещё и имеют огромный опыт обмана со стороны властей. Непонимание и недоверие создаёт барьер между народом и властью, и конечно, в таких условиях о постройке «гражданского общества» не может быть и речи.
При попытке исправить это положение вещей нужно учесть несколько факторов. Очень многие люди не читают газет, не смотрят политические передачи и уж конечно никогда не читаю федеральные законы и следовательно не могут адекватно понимать государственные процессы и тем более осознавать своё место в управлении. Следовательно, для повышения «управленческой» грамотности населения нужно использовать совершенно другие методы, более простые и более доступные. И мне кажется, что тут очень важен именно прямой контакт между властью и населением. Нужно прежде всего дать понять, что не народ существует для власти, а власть для народа, и более того, что это и есть власть народа.
Говоря о конкретике, я считаю можно начать с того, что к примеру в каждом подъезде что бы были «щитки информации», на котором были бы написаны имена, должности и телефоны государственных служащих, которые отвечают за конкретные вопросы жизни населения данного района, и так же перечень всех вопросов, по которым к ним можно обращаться. Даже это банальное не знание, часто отпугивает население от решения своих проблем, хотя это прямая обязанность государства. Люди обращают внимание обычно только на то, что постоянно находится перед их взором, и очень любят, когда обращение идет именно к ним лично. Да, это сложно возможно, но для постройки «гражданского общества» потребуется достучаться до каждого гражданина страны, а не ждать, пока он сам вдруг станет понимать, для чего ему это нужно. Если у человека есть проблема, то нужно не только сказать ему, что есть закон, который защитит его права, но и указать, куда нужно обратится за помощью, вплоть до того, что за руку привести его к конкретной двери конкретного государственного служащего. И поверьте, власть, которая обращает внимание на каждого человека, у которого есть проблемы, и старается помочь, может быстро обрести так сейчас необходимое доверие, а если каждый гражданин будет понимать, как эта власть устроена, кто и какие функции там исполняет, и что именно зависит в управлении именно от простого Гражданина, то вся система государственного управления действительно сможет стать народной и работать ради общества. Может и не надо, что бы каждая кухарка управляла государством, но каждый должен понимать, как происходит это управление, для того, что бы осозновать свою роль в процессе управления Государством.