В нашем городе с общественным транспортом происходит что-то странное: обслуживание всё хуже, из-за пробок автобусами стало пользоваться просто неудобно, чтобы сэкономить, сокращается количество выездов на маршрутах и повышается цена за проезд, но при этом, несмотря на то, что у нас в городе порядка 40 маршрутов, до некоторых мест без пересадки всё равно не доехать.
Когда-то наш город был центром электронной промышленности с большим количеством заводов в разных концах города, и многие маршруты были завязаны именно на эти предприятия, чтобы максимально обеспечить доступ горожан к месту их работы.
Сейчас от этой былой славы мало что осталось и, следовательно, поменялись миграционные пути жителей, плюс, строятся новые спальные районы, и баланс населения в разных частях города также меняется.
Да, появляются новые маршруты, но при этом, возможно, настало время изменить те маршруты, которые существовали десятилетиями и не подвергались пересмотру. Как мне кажется, зайдя в тупик, а именно это сейчас происходит с автобусным общественным транспортом в Великом Новгороде, не нужно бояться пересмотреть всё радикально, вплоть до полной перестройки маршрутной сети и принципа перевозки пассажиров.
читать дальше
Да, во мне сейчас говорит дилетант, не знающий в целом принципов организации такой деятельности, но во мне так же говорит житель нашего города, который знает, за что готов платить деньги.
Я считаю, что при поездке на автобусе я плачу за поездку из точки А в точку Б, и 20 рублей, а именно столько сейчас стоит одна поездка, вполне разумная цена за такую услугу, но я так же считаю, что если мне придется сделать в пути одну или несколько пересадок, то перевозчик не должен брать с меня плату за проезд дважды, т.к. это всё еще выполнение той же поездки, ради которой я решил воспользоваться сетью общественного транспорта.
Самое главное, что нужно понять – это сеть, и войдя в эту сеть за услугу нужно заплатить один раз, т.е. все пересадки оплачиваться не должны, пока я не достигну своей цели. Да, автобусы это не метро, где платишь за вход в закрытую от внешнего проникновения систему, но мне кажется, что эту проблему вполне можно решить.
Понятно, что нужен электронный учет проезда, без этого развитие уже невозможно. Нужно вводить электронные карточки для проезда в автобусе, которые будут прикладываться к валидатору при входе в автобус. Войдя в автобус, вы прикладываете карточку, с карточки считывается сумма за проезд, и вы едете до нужной остановки. Доехав до места, вы просто выходите и идете по своим делам. Но если автобус не идет до вашей остановки, что если нужно совершить пересадку? Всё то же самое – вы доезжаете до остановки пересадки, выходите из автобуса и ждете нужного вам автобуса. Когда он подъедет, вы заходите в него и снова прикладываете свою карточку к валидатору, только денег с вас не снимут, система просто зарегистрирует пересадку. В среднем, на одну поездку, у нас в городе, уходит минут 40, т.е. войдя в автобус, допустим, в районе пр. Мира, вам нужно сделать пересадку на «5 углах». От момента прикладывания карточки к валидатору электронная система учета в течении следующих 30 (может 40, тут нужно вычислять) минут все пересадки будет считать бесплатными. Этого вполне достаточно, чтобы доехать до нужной точки, но потом, по истечении «пересадочного» времени, придется снова платить за проезд, так что покататься на халяву особо не удастся.
Думаю, перевозчики сразу взвоют, что пересадки это тоже поездка, и деньги за неё брать нужно, иначе перевозчик начнет терпеть убытки.
Попробую возразить.
Как я уже говорил, перевозка - это услуга перевоза из точки А в точку Б и, если не использовать пересадки, то нужно покрыть весь город сетью маршрутов, которые позволяли бы без пересадок доехать из любой части города в другую. Это фактически нереально организовать, или будет огромная сеть маршрутов, которые точно никогда себя не окупят. Система пересадок - просто необходимая часть общественного транспорта, и, сделав пересадки бесплатными, можно вдвое сократить количество маршрутов, т.к. в большей степени они дублируют друг друга. Лучше высвободившиеся ресурсы бросить на уменьшение интервалов между прохождением автобусами маршрута.
Да, возможно кто-то из пассажиров также скажет, что хочет ездить без пересадок, но тут уж простите. Да, должны быть несколько магистральных маршрутов, которые беспересадочно связывают главные части города, но в не самые густо населенные части города нужно делать пересадки и, если автобусы будут ходить чаще, то бесплатная пересадка не будет уж такой тягостью.
Более того, бесплатная пересадка точно позволит повысить привлекательность общественного транспорта. Даже такой вот пример : очень часто вам нужно встретиться с другом на какой-то остановке, а потом ехать дальше. Вы доезжаете, выходите, а друг опоздал на 5 минут. Вы его дожидаетесь и снова садитесь в автобус. Да, ваш друг заплатит за проезд, но если ваш «пересадочный» лимит времени еще не прошел, то для вас это будет бесплатная пересадка. Вот честно скажу, именно из-за этого я очень часто принимал решение пойти вообще пешком и не связываться с автобусами. Такие мелочи заставят повернуться граждан лицом к общественному транспорту и использовать его чаще, а не относиться к нему как к чему-то вроде системы доставки на работу и обратно. Общественный транспорт должен помогать людям удобно жить в городе, даже в таких вещах, как встреча с друзьями.
Также, помимо электронного учета и пересадок, нужно рассмотреть возможность создания большего количества кольцевых маршрутов, где автобусы по одному и тому же маршруту ездят по и против часовой стрелки. Сейчас в Великом Новгороде только два полноценных кольцевых маршрута, это 19 и 20. Что-то наподобие кольцевого маршруты 8 и 8А.
Кстати, тоже кошмарная практика, от которой нужно отказаться, – это называть маршруты с литерами. Это только путает пассажира и не даёт полного представления об общем количестве маршрутов.
Далее я, со своей дилетантской точки зрения, попробовал набросать схему маршрутов, с учетом введения системы пересадок и введения в эксплуатацию третьего «Деревяницкого» моста. Да, дублирования всё равно не избежать, но с учетом троллейбусов можно вполне обойтись 25-ю маршрутами. Я набросал только 19, ибо не учитывал АКРОН с его маршрутами, потому что совершенно не представляю какие они.
И так:
Маршруты 01 и 02 - кольцевая линия
Маршруты 03-04 - тоже кольцевая
Маршруты 05-06 - третья кольцевая, уже с учетом нового моста.
Все три кольцевые на одном плане.
Как видно, все три кольцевых так или иначе имею точки пересечения и между ними возможна достаточно быстрая пересадка. Если не считать Псковскую улицу и Панковку эти 6 маршрутов покрою 70 процентов запроса Великого Новгорода.
Дальше я набросал примерные маршруты с учетом этих 3-х кольцевых маршрутов.
Маршрут 07
Маршрут 08
Маршрут 09
Маршрут 10
Маршрут 11
Маршрут 12
Маршрут 13
Маршрут 14
Маршрут 15
Маршрут 16
Троллейбус 01
Троллейбус 02
Троллейбус 03
И вся сеть вместе
Как-то примерно так. Как я уже написал, это без учета "Акрона", так что еще маршрута 3 можно накинуть. Ну даже с этим учетом, фактически в два раза можно снизить количество маршрутов и лучше уменьшить интервал времени между автобусами.
И еще, электронный учет позволил бы проследить основные "миграционные" пути пассажиров, что позволило бы еще более оптимально изменить маршрутную сеть, и это, пожалуй, самая важная мысль - не нужно бояться глобального пересмотра маршрутной сети. Только став ближе к населению, можно улучшить свою работу и даже стать прибыльным.