Немного мыслей об общественном транспорте…
Наши власти упускают время. Вернее, время уже безнадёжно упущено.
Проблемы с общественным транспортом, с которыми столкнулся наш город, весьма очевидны – пассажиропоток падает, доходы падают, следовательно, нужно повышать цены, а от этого пассажиропоток падает ещё сильней. И так по замкнутому кругу, пока видимо всё окончательно не загнётся.
Проблема не в том, что люди не хотят ездить автобусом, проблема в том, что люди не хотят ездить автобусом так, как им предлагают.
Во-первых – медленно. В часы пик, из за пробок, автобусом можно за 40 минут проехать ровно столько, сколько за 15 пройдешь пешком. Да, можно сказать, что за то в тепле и не под дождем, но это всё компенсируется давкой и хамством, царящими в общественном транспорте.
Во-вторых –
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕнепонятное и недоступное для понимания расписание. Эту проблему пытались решить введением электронных табло на остановках, но на нём отображается лишь часть маршрутов, ибо сейчас в городе 5 перевозчиков и как я понимаю, между ними, мягко говоря, нет единства по этому вопросу. Да и табло эти уставлены лишь на паре остановок. В общем, хорошая идея пока похоронена.
Главная проблема – оплата за проезд. Тут, от части, проблема зависит даже не от перевозчика. Металлические деньги – это зло. Зло, с которым нельзя мириться, особенно в общественном транспорте, где оплата должна происходить быстро и непринужденно. Ты даешь сто рублей, а взамен получаешь килограмм мелочи, хорошо, если сдадут десятками, а могут и 80 рублей рублями дать. Плюс ко всему люди очень не любят расставаться с деньгами, которые они могут потрогать, а тем более смять. Попробую пояснить. Ты отдал 20 рублей мелочи – ты избавился от 20 рублей мелочи. Ты дал кондуктору 100 рублей и вроде тебе дали 80 рублей мелочи, но психологически ты только что потратил 100 рублей. А что говорить про купюру в 500 или 1000 рублей? Помимо того, что на тебя кондуктор будет смотреть как на врага народа, так ты еще и разменял крупную купюру. Лично я, по возможности, лучше прогуляюсь пешком, чем буду тратить деньги на проезд, благо город у нас не настолько большой. Но речь идет именно о «материальных» деньгах – совсем другое дело, расплачиваться деньгами электронными. Ты провел карточкой, с неё снялось 20 рублей, да и ладно. 20 рублей совсем небольшая сумма, особенно если ты её не лично передал кондуктору, а она там, где-то виртуально переместилась с одного счета на другой. Электронные платежи ломают психологический барьер расставания с деньгами, я даже сказал бы, что электронные деньги создают впечатление, что ты даже как бы и не платишь, особенно, если речь идет о небольшом платеже. Так что электронные платежи это единственное будущее для общественного транспорта, да и к тому же это весьма удобно, в частности для туристов, когда можно купить электронный проездной например на 10 поездок.
И еще одна проблема, которая вытекает из всех вышеперечисленных - пересадка. Очень часто бывает ситуация – мне нужно из района проспекта Мира на Большую Московскую к «Славии». С Мира, без пересадок, можно доехать только на маршруте № 20. Можно еще поехать на № 6 и № 19, но они проходят немного в стороне, и придется минут 10-15 прогуляться пешком. Я считаю, что популярность общественного транспорта значительно повысила бы система пересадок. Например, купив один билет в его стоимость входит одна пересадка. Допустим, мне с Мира нужно на Лодочную станцию, такого прямого маршрута у нас вообще нет, но пассажиру можно предложить вот что – он сел на Мира на автобус № 6, провел электронным билетом по валидатору, что регистрирует его как пассажира в системе, доехал до остановки у ЗАГСа, вышел и пересел на автобус № 16, в котором провел по валидатору тем же билетом, тем самым подтвердив одну пересадку. Что бы не было злоупотреблений, пересадка работает, например, только в течении 30 минут после регистрации в системе основной поездки. Да, грубо говоря, получается, что за стоимость одной поездки пассажир совершил две, но на самом деле перевозчик мало что теряет, т.к. скорее всего пассажир бы не стал платить второй раз, а просто прогулялся бы пешком, но введя систему пересадок перевозчики получат кое что побольше – повышение имиджа – причем и повышение имиджа города - и популяризацию общественного транспорта, а следовательно повышение прибыли, хотя перевозчики должны бы и помнить, что общественный транспорт чаще всего это изначально убыточное мероприятие.